Философия / Методология в России


   

   
   Философия / Методология в России


   

   

    PERSONALIA

   Философия / Методология в России


   

   
  Архив ММК Методология в России Новости
  Библиотека Frontier 
Personalia Кентавр Дискуссии    Аттракторы Reflexum

  Траектории и технологии преобразований культуры    
  Вступление    

«...Человеческое общество, вся культура и вся цивилизация в конечном счете есть не что иное, как мир понятий, застывших в определенной форме и определенных видах...»

П.Сорокин. О так называемых факторах социальной революции.     


Одна из причин, побудивших меня написать эту книгу, имеет как бы производственный характер – участвуя в разработке и реализации образовательной программы подготовки управленцев, ориентированной на восстановление живого управленческого мышления и понимания, на практику хозяйствования, я столкнулся с фактом, что распространенные, в том числе в учебниках и методических пособиях, формы представления культуры не пригодны для этой цели. Я имею в виду, что теоретические модели слишком универсальны, а конкретные описания не операбельны для обоснования и принятия управленческих решений, и кроме того, все они указывают на прошлое, а не на актуальное настоящее. Будущим управленцам необходимо дать такое представление о культуре, которое позволило бы им понять ее устройство, тенденции развития, а также определить те области, к которым возможно и необходимо применить определенные средства и механизмы, то есть осуществить техническое воздействие.

Мне известен ряд работ, в частности книги и разработки М.Петрова, Г.Щедровицкого, О.Генисаретского, В.Глазычева, В.Розина и ряда других авторов, где в общем такая задача ставится и подобные представления обсуждаются в принципиальном виде. Они могут служить основанием и указанием на осмысленность и возможность постановки вопроса о таком отношении к культуре и о таком ее понимании.

Другой побудительной причиной, тесно связанной с первой, явились внутренний протест, с одной стороны, и профессиональное убеждение – с другой, что акцент на свершившемся в культуре, на следах и продуктах культуросозидающей работы ведет к культу культуры и, как следствие, к ее стагнации. Культура прежде всего процесс, деятельность по организации человеческого мира и только во вторую очередь – хранилище произведений и собрание вещей. Но подобное перенесение акцента на современное состояние и необходимость использовать понятие с новым содержанием прежде всего в подготовке тех, кто принимает решения, требует соответствующих средств представления культуры. Культура должна быть представлена не как объект или набор объектов, а как форма соорганизации отношений между людьми. Ведь только с отношениями и техническими объектами в виде сконструированных на базе отношений объекта технических преобразований, а не с идеальными объектами науки, может иметь дело управленец, их он может менять и стараться воспроизвести, и для этого ему нужны средства работы, представления об обществе и культуре, данные в операциях, процедурах, механизмах.

Наконец, третьей причиной, заставившей меня написать эту книгу, явилось убеждение, что в период одного из самых значительных во всей истории европейского мира кризисов культуры важно восстановить убеждение в ее единстве и неисчерпаемости, представить культуру как совместное творение и совокупный результат работы многих народов, личностей и сообществ. За видимым разнообразием и безусловной самоценностью конкретных культур проступает единая структура отношений, невидимый и «несокрушимый» каркас становления культуры, сложенный достижениями тысячелетий.

Уже не раз казалось, что культура гибнет, и, действительно, многие кризисы сотрясали ее – достаточно вспомнить разрыв между античным миром и миром средневековой Европы, то потрясение, которое перенесла культура в так называемый период Возрождения, чтобы посчитать кризисы нормой и в этой перспективе посмотреть на современную ситуацию и возможную будущность.

В этой небольшой по объему, тезисной работе я выступаю против идеи конца культуры, а также против распространенных попыток свести культуру к культу ее продуктов и таким образом замкнуть границами конкретных форм, и высказываю убеждение, что культура есть работа по сохранению невидимой структуры человеческих отношений, воплощенная в интеллектуальных и духовных инструментах этой работы, возникших как ответ на актуальные задачи выделения и воспроизводства опыта мышления, понимания и жизнеустроительства.

Эта книга не столько результат теоретической работы, сколько обобщение, генерализация аналитических разработок, произведенных при проектировании и реализации проекта Локальной образовательной системы – Международной академии бизнеса и банковского дела в г.Тольятти.

Книга состоит из ряда тезисов, развернутых и поясненных в тексте, и не имеет общепринятого членения на главы и разделы.

Методологической основой и фундаментом авторской позиции явились идеи Московского методологического кружка и в первую очередь ее лидера – Г.П.Щедровицкого. Его я считаю своим учителем и ему обязан направлением и средствами своих размышлений.


Оглавление


Тезис I. Понимание культуры определяется принятым подходом и позицией.

Тезис II. Актуальность культуры и ее проблемность определяются остротой понимания исторической ситуации.

Тезис III. Техническое отношение становится возможным и последовательным, если опирается на принципы.

Тезис IV. Для представления единства культуры необходимо понять ее устройство и выделить соответствующие структурные единицы.

Тезис V. В основе движения культуры лежит конфликт традиции и актуального опыта. Разворачивание этого конфликта по различным линиям порождает основные организационные формы общественного устройства, в том числе, наряду с другими, и культуры.

Тезис VI. В зависимости от превалирования той или иной организованности базовых процессов в современном мире проявился ряд глобальных тенденций или мировых трендов, которые ведут к формированию прагматического отношения к культуре и утилитарного понимания ее назначения.

Тезис VII. Генезис культуры можно представить как последовательность организационных форм, «снимающих» за счет своей организации конфликт, разрушающий предыдущую форму.

1. Традиционное (или коммунальное) обществои соответствующая ему культура.

2. Социальное (или корпоративно-ремесленное) общество и соответствующая ему культура.

3. «Культурное» (или профессиональное) общество и соответствующая ему культура.

4. Технологическое общество и экранная культура.

Тезис VIII. Процесс культурогенеза осмыслен, если он – следствие разворачивания некоторого общего принципа или идеи, удерживающей и ориентирующей все общество

Тезис IX. Сущностью культуры является различение и удержание различий, и поэтому чем сложнее устройство культуры, тем более необходимыми становятся мощные средства описания и представления введенных различений. Сегодня таким новым средством, способствующим удержанию культурного целого, в том числе позволяющим описать культурогенез, является схематизация.

Тезис X. Современная культура по преимуществу до сих пор есть культура текстовая, ориентированная на науку и организованная предметно.

Тезис XI. Тематические организованности являются той основой, поверх которой образуются новые организационные формы движения культуры. Это, по сути, те «вечные вопросы», вокруг ответов на которые разыгрываются культурные конфликты и порождаются инновации.

Тезис XII. Генезис культуры представляет ее развитие, исходя из внутренних затруднений, но движение культуры, необходимость решать новые задачи и строить новые пространства отношений, вызывается внешними обстоятельствами – столкновениями с другими деятельностными организованностями.

Тезис XIII. Культурогенез потенциально бесконечен и ограничен только нашей возможностью решать задачи человеческого общежития за счет расширения свободы в пространстве культуры и реализации себя за счет ограничений в нем.

Тезис XIV. Организационный подход является формой понимания современной культуры и определяет возможность ее преобразования.

Библиография

Дальше »

  В. Никитин  
Траектории культуры
Тезис I
Тезис II
Тезис III
Тезис IV
Тезис V
Тезис VI
Тезис VII.1
Тезис VII.2
Тезис VII.3
Тезис VII.4
Тезис VIII
Тезис IX
Тезис X
Тезис XI
Тезис XII
Тезис XIII
Тезис XIV
Библиография
Генезис архитектурной культуры
Введение
Очерк 1
Очерк 2
Очерк 3
Очерк 4
Очерк 5
Заключение
Принцип города

E-mail    Поиск 
  Главная    Раздел     Вверх    

  www.circle.ru